20.05.2021
УДК 372.881.161.1
Кадимагомедова Мадинат Таймасхановна
Почетный работник
Российской Федерации,
Воспитатель МБДОУ
д/с «Радуга»
с. Новогагатли
Хасавюртовского района
Аннотация: Проект посвящен одному из
направлений модернизации дошкольного образования – духовно-нравственному воспитанию
и развитию ребенка дошкольного возраста. В проекте анализируются проблемы,
поясняются возможности их успешного решения именно в дошкольном детстве;
раскрываются задачи, принципы, содержание, формы и методы развивающего
взаимодействия взрослых с детьми, направленного на духовно-нравственное
развитие дошкольников, и возможные позитивные результаты этой деятельности.
Ключевые слова: нравственное воспитание, духовные
ценности, семейные традиции.
Вид проекта: Проект ориентирован на духовно-нравственное и
эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Проблема
духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к
жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее
в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других
качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Без
знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного
человека. Знакомство с традициями, обычаями дагестанского народа помогает
воспитывать любовь к истории, культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому
познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора
положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие
способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к
культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент
нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с
родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить
семью и наполнить ее досуг новым содержанием.
Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание
индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует
единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение
друг к другу.
Большое
место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники
и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых,
растений.
Для
успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать
детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными
обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном
возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к
другим народам, их традициям.
Инновационная направленность проекта
Состоит
в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации
образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с
развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют
интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и
применять их на практике.
Я
считаю, что разработанная система применения проектного метода оказывает
положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого
интереса к дагестанской народной культуре.
Ожидаемые результаты реализации
проекта
для
детей:
·
обеспечение
эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для
дальнейшего личностного развития;
·
пробуждение
интереса к истории и культуре своей малой Родины, любви к родному краю;
·
формирование чувств
национального достоинства;
·
развитие
социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
·
объединение усилий
педагогов и родителей при организации работы по приобщению к дагестанской
национальной культуре.
·
разработка
комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса
по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
·
реализация преимущественного
права родителей в развитии и воспитании своих детей;
·
объединение и реализация
инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития
и воспитания детей;
·
создание системы
социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания
детей;
Участники проекта
·
воспитатели;
·
музыкальный
руководитель;
·
дети в возрасте до
6 лет;
·
родители;
·
социальные
партнеры (выставочный зал, сельская библиотека, кружки «Маленькие художники»,
«Маленькие лицедеи»).
Подготовительный этап проекта
1.
Наглядно-действенный метод:
·
показ сказок
(педагогом, детьми);
·
рассматривание
книжных иллюстраций, репродукций;
·
проведение
дидактических и музыкально-дидактических игр;
·
наблюдение;
·
чтение педагогом
художественной литературы;
·
воплощение
впечатлений детей в творческих проявлениях;
·
экскурсии, целевые
прогулки.
2.
Словесно-образный метод:
·
чтение и
обыгрывание литературных произведений воспитателем;
·
загадывание и
отгадывание загадок;
·
рассматривание
наглядного материала;
·
рассказы детей о
своих впечатлениях;
·
беседы с
элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
·
чтение
дагестанских сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей
драматизацией;
·
проведение
разнообразных дагестанских игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические,
игры-драматизации и др.);
·
рассказы детей по
схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
·
разбор житейских
ситуаций;
·
проведение
викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.
Практический метод:
·
организация
продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
·
организация
постановки сказок, литературных произведений;
·
проведение
экскурсий различной направленности;
·
организация
вечеров с родителями, для родителей;
·
изготовление с
детьми наглядных пособий;
·
организация
продуктивной деятельности: ИЗО (рисование национальных костюмов народов
Дагестана; животные, птицы, растения Дагестана), лепка животных и птиц
Дагестана.
Основные мероприятия проекта
Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное
воспитание дошкольников».
Деятельность
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с учетом следующих
принципов:
1.
Доступность – содержание материала представлено детям в доступной и
привлекательной форме;
2.
Гуманность – ребенок является активным субъектом совместной деятельности с
педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3.
Деятельность – знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения,
становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных
видах деятельности;
4.
Интеграция – реализация задач происходит через познавательную, изобразительную,
продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного
воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое
воспитание;
5.
Системность – принцип системности предполагает преемственность программ,
последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое
последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и
основывается на нем.
6.
Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе
сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Перспективный план реализации проекта
Заключение
Формирование
патриотических чувств проходит эффективнее, если ДОУ устанавливает тесную связь
с семьёй. Семья ребенка является ключевым звеном в нравственно-патриотическом
воспитании детей.
Я
пришла к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и
поступков необходимо:
· полное понимание сущности нравственного воспитания как
психолого-педагогического воспитания;
· знание «механизмов» формирования нравственности;
· умение планировать работу по формированию культуры
поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства
нравственного воспитания.
Воспитание патриотических чувств было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.
Список литературы
1. Фольклор и литература народов Дагестана: Хрестоматия
для дошкольных учреждений / Сост. Р. Х. Гасанова, Ш. А. Мирзоев. – Махачкала:
«Лотос», 2005. – 224 с.
2. Гасанова Р. Х. Дагестанский фольклор детям:
методические рекомендации. – Махачкала: «Лотос». 2005. – 104 с.
3. Р. Х. Гасанова. Дагестанский фольклор детям
(методические рекомендации) – Махачкала: Издательство «Юпитер», 1994 – 76 с.
4. Региональная образовательная программа дошкольного
образования Республики Дагестан / Авторы: М. И. Шурпаева, М. М. Байрамбеков, У.
А. Исмаилова, А. В. Гришина и др., под ред. Г. И. Магомедова. – Махачкала: ООО
Издательство «НИИ педагогики», 2015. – с.
5. Познаем наш край родной: образовательная программа по
познавательному развитию детей для дошкольных образовательных организаций
Республики Дагестан / автор-сост. А. В. Гришина. – Махачкала: ООО «Издательство
НИИ педагогики», 2016. – 156 с.
6. Гусарова Л. Ф. Проектная деятельность в детском саду –
методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений. – Махачкала: ДИПКПК, 2013 – 143 с.
7. Салам алейкум: образовательная программа по
социально-коммуникативному развитию детей для дошкольных образовательных
организаций Республики Дагестан / авторы-сост.: С. К. Амирова, У. А. Исмаилова.
– Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016. – 60 с.
8. От истоков прекрасного – к творчеству: образовательная
программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных
организаций Республики Дагестан. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ
педагогики», 2016. – 80 с.
9. Сказки в картинках: дидактический материал для работы
с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Махачкала: Издательство
«Лотос», 2013. – 36 с.: ил.
10.
Байрамбеков М. М.
Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством Дагестана:
Методическое пособие для педагогов и студентов по организации изобразительной
деятельности детей в дошкольных образовательных организациях Республики
Дагестан. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2018. – 312 с.
11.
Использование
схем-моделей в овладении детьми речью и развитие речевого творчества.
Автор-составитель: Идрисова З. И., к.п.н. зав. кафедрой дошкольной педагогики и
психологии ДИПКПК.
12.
Айтберова Н. А.,
Кондратова В. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Махачкала, 2004.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.05.2021
Дата обновления: 07.02.2024
Дата публикации: 20.05.2021