ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (РАБОТЫ)

20.05.2021

УДК 372.881.161.1

 

Кадимагомедова Мадинат Таймасхановна

Почетный работник Российской Федерации,

Воспитатель МБДОУ д/с «Радуга»

с. Новогагатли Хасавюртовского района

kadimagamedova2000@mail.ru

 

 

Аннотация: Проект посвящен одному из направлений модернизации дошкольного образования – духовно-нравственному воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста. В проекте анализируются проблемы, поясняются возможности их успешного решения именно в дошкольном детстве; раскрываются задачи, принципы, содержание, формы и методы развивающего взаимодействия взрослых с детьми, направленного на духовно-нравственное развитие дошкольников, и возможные позитивные результаты этой деятельности.

 

Ключевые слова: нравственное воспитание, духовные ценности, семейные традиции.

 

Вид проекта: Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями дагестанского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

 С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

 Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

 

Инновационная направленность проекта

 

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Я считаю, что разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к дагестанской народной культуре.

 

Ожидаемые результаты реализации проекта

для детей:

·                   обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

·                   пробуждение интереса к истории и культуре своей малой Родины, любви к родному краю;

·                   формирование чувств национального достоинства;

·                   развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

·                   объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к дагестанской национальной культуре.

·                   разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

·                   реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

·                   объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

·                   создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

 

Участники проекта

·                   воспитатели;

·                   музыкальный руководитель;

·                   дети в возрасте до 6 лет;

·                   родители;

·                   социальные партнеры (выставочный зал, сельская библиотека, кружки «Маленькие художники», «Маленькие лицедеи»).

Подготовительный этап проекта

1. Наглядно-действенный метод:

·                    показ сказок (педагогом, детьми);

·                    рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

·                    проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

·                    наблюдение;

·                    чтение педагогом художественной литературы;

·                    воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

·                    экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

·                   чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

·                   загадывание и отгадывание загадок;

·                   рассматривание наглядного материала;

·                   рассказы детей о своих впечатлениях;

·                   беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

·                   чтение дагестанских сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

·                   проведение разнообразных дагестанских игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

·                   рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

·                   разбор житейских ситуаций;

·                   проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3. Практический метод:

·                   организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

·                   организация постановки сказок, литературных произведений;

·                   проведение экскурсий различной направленности;

·                   организация вечеров с родителями, для родителей;

·                   изготовление с детьми наглядных пособий;

·                   организация продуктивной деятельности: ИЗО (рисование национальных костюмов народов Дагестана; животные, птицы, растения Дагестана), лепка животных и птиц Дагестана.

 Основные мероприятия проекта

 Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность – содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманность – ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;

3. Деятельность – знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Интеграция – реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность – принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Название работы

Сентябрь

1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.

2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Дагестанские народные игры», «Персонажи дагестанских сказок», «Дагестанская национальная одежда», «Дагестанский головной убор», «Любимая дагестанская сказка», «Малый фольклор»Хочу такой сайт

4. Консультация для педагогов «Дагестанский фольклор и его значение в воспитании детей»

5. Развлечение для дошкольников «День единства народов Дагестана»

Октябрь

1. Обучающее занятие «В ауле у бабушки»

2. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством Дагестана на занятиях по изобразительной деятельности: «Унцукульское», «Балхарское», «Табасаранское», «Кубачинское».

3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо семьи».

4. Осенняя ярмарка (выставка работ из овощей)

Ноябрь

1. Проведение комплексно-тематического занятия «Народы Дагестана»

2. Чтение произведений дагестанских авторов.

3. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

4. Конкурс пословиц и поговорок «Делу – время, потехе – час».

Декабрь

1. Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания у дошкольников».

2. Ознакомление детей с народно-прикладным искусством Дагестана на занятиях по изобразительной деятельности: «Унцукульское», «Балхарское», «Табасаранское», «Кубачинское».

3. Беседа «Как я поздравляю свою семью с праздником»

4. Организация конкурса рисунков «Дагестан – страна гор»

5. Аппликация на тему «Табасаранские ковры»

6. Развлечение на тему «Дагестанская национальная кухня» (к 100-летию ДАССР)

Январь

1. Познавательное занятие «Традиции и обряды народов Дагестана» (приобщение детей к истокам дагестанской народной культуры)

2. Конкурс стихов, посвященный 100-летию образования ДАССР «Я люблю тебя, мой родной Дагестан»

3. Развлечение на тему «Дагестанские национальные костюмы»

4. Занятие по ручному труду «Поделки из природного материала»

5. Фотовыставка «Моё любимое село и я»

Февраль

1. Ознакомление детей с творчеством писателей Дагестана

2. Флешмоб «Я люблю Дагестан» в честь 100-летия ДАССР

3. Проведение НОД «Символика Дагестана» (к 100-летию ДАССР)

4. Разучивание стихов и песен о Дагестане

5. Экскурсия в музей школы

6. Оформление стенда «Символика Дагестана»

Март

1. Проведение комплексно-тематического занятия «Я и моя семья»

2. Конкурс детских рисунков «Моя семья»

3. Консультация для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам народной культуры».

4. Развлечение «Навруз-Байрам». Инсценировка дагестанской сказки «Храбрый мальчик». Игра «Надень папаху»

5. Изобразительная деятельность на тему «К нам пришла весна»

Апрель

1. Развлечение на тему «Путешествие по Дагестану»

2. Выставка детских рисунков ко дню 100-летия ДАССР «Я горжусь своей республикой»

3. Заучивание стихов о Дагестане

4. «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, уборка участков)

Май

1. Праздник Весны и Труда (ко дню 100-летия ДАССР)

2. Музыкально-поэтический вечер, посвященный 100-летию со дня образования ДАССР.

3. Конкурс детских рисунков совместно с родителями «Помним славные имена», посвященный к 100-летию ДАССР

4. Ознакомление с праздником Ураза-Байрам (беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника).

5. Тематическое развлечение «Праздник народных игр»

6. Беседа на тему «Летние праздники»

Июнь

1. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Национальные костюмы народов Дагестана» (к 100-летию ДАССР)

Июль

1. Международный день семьи, приуроченный кол дню 100-летию образования ДАССР

2. Посиделки – чаепитие совместно с родителями «Наши именинники»

3. Занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса к родной природе).

4. Беседа «Что мы знаем о деревьях Дагестана?»

5. Организация выставки детских работ «Праздники»

6. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

7. Публикация на сайте МБДОУ Детский сад «Радуга» «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам дагестанской народной культуры».

 

Заключение

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если ДОУ устанавливает тесную связь с семьёй. Семья ребенка является ключевым звеном в нравственно-патриотическом воспитании детей.

Я пришла к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

·     полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического воспитания;

·     знание «механизмов» формирования нравственности;

·     умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания.

Воспитание патриотических чувств было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

Список литературы

1.   Фольклор и литература народов Дагестана: Хрестоматия для дошкольных учреждений / Сост. Р. Х. Гасанова, Ш. А. Мирзоев. – Махачкала: «Лотос», 2005. – 224 с.

2.   Гасанова Р. Х. Дагестанский фольклор детям: методические рекомендации. – Махачкала: «Лотос». 2005. – 104 с.

3.   Р. Х. Гасанова. Дагестанский фольклор детям (методические рекомендации) – Махачкала: Издательство «Юпитер», 1994 – 76 с.

4.   Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан / Авторы: М. И. Шурпаева, М. М. Байрамбеков, У. А. Исмаилова, А. В. Гришина и др., под ред. Г. И. Магомедова. – Махачкала: ООО Издательство «НИИ педагогики», 2015. – с.

5.   Познаем наш край родной: образовательная программа по познавательному развитию детей для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан / автор-сост. А. В. Гришина. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016. – 156 с.

6.   Гусарова Л. Ф. Проектная деятельность в детском саду – методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – Махачкала: ДИПКПК, 2013 – 143 с.

7.   Салам алейкум: образовательная программа по социально-коммуникативному развитию детей для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан / авторы-сост.: С. К. Амирова, У. А. Исмаилова. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016. – 60 с.

8.   От истоков прекрасного – к творчеству: образовательная программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. – Махачкала: ООО «Издательство НИИ педагогики», 2016. – 80 с.

9.   Сказки в картинках: дидактический материал для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2013. – 36 с.: ил.

10.                      Байрамбеков М. М. Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством Дагестана: Методическое пособие для педагогов и студентов по организации изобразительной деятельности детей в дошкольных образовательных организациях Республики Дагестан. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2018. – 312 с.

11.                      Использование схем-моделей в овладении детьми речью и развитие речевого творчества. Автор-составитель: Идрисова З. И., к.п.н. зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии ДИПКПК.

12.                      Айтберова Н. А., Кондратова В. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Махачкала, 2004.

Просмотров всего: , сегодня:

МБДОУ Радуга.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 27.05.2021

Дата обновления: 07.02.2024

Дата публикации: 20.05.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».