ПРИНЯТА Педагогическим советом МКДОУ_______________ Протокол от «£7» августа 2024 г. № 7 УТВЕРЖДЕНА Директором МКДОУ А Хангереева Приказ от « » августа 2024 г. № ZZ СОГЛАСОВАНА Заседанием Совета родителей Протокол от < Л7» августа 2024 г. № / Образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Радуга» с. Новогагатли, Хасавюртовского района Новогагатли, 2024 г. V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 5.1 Краткая презентация Программы Уважаемые родители! Наше дошкольное образовательное учреждение реализует образовательную программу дошкольного образования МКДОУ «Радуга». Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Радуга» (далее – Программа) разработана в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.6 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской, на основе Федеральной образовательной программой дошкольного образования. ФОП ДО. Приказ от 25 ноября 2022 г. № 1028 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044В п.2.13. ФГОС ДО 1) Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ООП ДО охватывает возрастные периоды физического и психического развития детей с 1.6 до 8-ми лет. Образовательная программа ДОУ: обеспечивает всестороннее развитие детей в возрасте от 1.6 - лет до 8 лет, в том числе одарённым детям и детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по всем основным направлениям Программы, обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению. Для детей – инвалидов и детей с ОВЗ. - Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, педагога - психолога); - консультирование родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье. Для одарённых детей. - Обеспечение индивидуального подхода к каждому одарённому ребёнку с учетом рекомендаций специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога); - консультирование родителей (законных представителей) одарённых детей по вопросам воспитания ребенка в семье. Возрастные категории детей. От 1.6 лет – до 3 лет – ранний возраст Дошкольный возраст. От 3 лет до 4 лет - младшая группа 268 От 4 лет до 5 лет – средняя группа От 5 лет до 6 лет – старшая группа От 7 лет до 8 лет – подготовительная группа Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого возрастного периода Программы совпадают с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028 (п.15.1-15.3). 1) Обязательная часть Программы построена на содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028. 2)Часть, формируемая участниками (ЧФУ) образовательных отношений построена на содержании Региональной образовательной программы дошкольного образования Республики Дагестан // под ред. Г. И. Магомедова. – Махачкала: Издательство «НИИ педагогики», 2015 ОП ДО МКДОУ «Тляратинский детский сад «Джрмут» состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает: Воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами; Создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно -нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. Обязательная часть ОП ДО МКДОУ детский сад «Радуга» предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учётом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и 269 ориентированные на потребность детей и их родителей. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений представлена разработанными самостоятельно участниками образовательных отношений на основе интеграции парциальных и авторских модифицированных программ программами, направленными на всестороннее развитие детей. Данная часть программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, и ориентирована на: Специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательнаядеятельность в МКДОУ детский сад «Радуга»; Выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива МКДОУ детский сад «Радуга»; Сложившиеся традиции в МКДОУ детский сад «Радуга». Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты ОП ДО МКДОУ детский сад «Радуга» соответствуют ФОП ДО. ОП ДО МКДОУ «Радуга» представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой: Рабочая программа воспитания, Режим и распорядок дня для всех возрастных групп МКДОУ детский сад «Радуга», Календарный план воспитательной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в ОП ДО МКДОУ детский сад «Радуга» содержится целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе ОП ДО МКДОУ детский сад «Радуга» представлены: пояснительная записка, которая раскрывает цель, задачи, принципы и подходы к формированию программы; планируемые результаты освоения Программы в раннем и дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ОП ДО МБДОУ детский сад «Радуга»; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов, а также цель, задачи, целевые ориентиры освоения программ в части, формируемой участниками образовательных отношений. Содержательный раздел ОП ДО МКДОУ детский сад «Радуга» включает описание: Задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учётом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания: Вариативных форм, способов, методов и средств реализации федеральной 270 программы с учётом возрастных ииндивидуальных особенностей обучающихся, специфики их образовательных потребностей и интересов; Особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; Способов поддержки детской инициативы; Особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; Направлений и задач коррекционно – развивающей работы (далее – КРР) по профессиональной коррекции нарушений развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детейинвалидов. В содержательный раздел ОП входит рабочая программа воспитания (далее – РПВ), которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел ОП включает описание: Психолого -педагогических и кадровых условий реализации Программы; Организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в МКДОУ детский сад «Джрмут»; Материально-техническое обеспечение Программы, Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Организационный раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для просмотра анимационных произведений. В разделе также представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, проектирование воспитательно – образовательного процесса в МКДОУ детский сад «Радуга», календарный план воспитательной работы. Содержание подразделов пояснительной записки целевого раздела ОП ДО МКДОУ детский сад «Радуга» представлено цитированием текстов ФОП ДО и указанием ссылок на разделы ФОП ДО (нумерацией, соответствующих пунктов и нумерацией страниц с описанием содержания пункта). Реализация Программы осуществляется ежедневно: - в процессе организованной образовательной деятельности с детьми - в ходе режимных моментов, - в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности, - в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы. Программа ориентирована на детей раннего и дошкольного возраста от 1.6 лет до 8 лет. Реализация Программы осуществляется как в общеразвивающих 271 группах с пребыванием детей в течение 10, 5 ч., так и в группах кратковременного пребывания, в которых дети находятся в течение 3-5 часов. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые являются взаимодополняющими. Данные части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях: - социально-коммуникативное развитие - познавательное развитие - речевое развитие - художественно-эстетическое развитие - физическое развитие Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на: -усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально нравственных ценностей, принятых в российском обществе; - развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; - формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; - развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; - развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде). Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на: - развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; - формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; - формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; - формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; - формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, 272 геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логикоматематическими способами их познания; - формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. Образовательная область "Речевое развитие" включает: - владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; - развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; - обогащение активного и пассивного словарного запаса; - развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); - ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого творчества; - формирование предпосылок к обучению грамоте. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); - становление эстетического и эмоционально нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; - формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); - формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); - освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию художественно творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); - развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое). Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает: - приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; - формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); 273 - обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); - воспитание нравственно-волевых качеств (воля, сме- 36 лость, выдержка и другое); - воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; - приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Для создания условий, обеспечивающих целостное развитие личности детей, в учреждении осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников: знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование, индивидуальные беседы информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, фотовыставки, размещение материалов на сайте образовательного учреждения, оформление групповых портфолио, информационных листов, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток и др.; образование родителей: проведение родительских собраний, проведение мастер-классов, консультаций, семинаров, организация семейных встреч; совместная деятельность: привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, к организации семейных праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. В МКДОУ работает официальный сайт учреждения raduga.novogagatli@mail.ru, с помощью которых родители знакомятся с официальными документами ДОУ, а также с событийной жизнью детского сада.