«Мой отчий дом, воспетый Р. Гамзатовым, в составе Великой России.»

24.11.2023

Комплекс конкурсных мероприятий среди воспитателей и воспитанников дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан

«Науки юношей питают»

   

Конкурс методических разработок и проектов руководителей,

заместителей руководителей, методистов, педагогов, воспитателей

образовательных организаций Республики Дагестан.

   

Номинация «Педагог-воспитатель»

           

 

ПРОЕКТ

«Мой отчий дом, воспетый Р. Гамзатовым, в составе Великой России.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магомедова Месей Махачевна,

Воспитатель МКДОУ д/с «Радуга»

с. Новогагатли Хасавюртовского района

mesey_magomedova@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Новогагатли, 2023 год

Оглавление

 

Актуальность проекта. 3

Переспективный план работы над проектом.. 8

Заключение………………………………………………………………………..14

Список литературы.. 15

Приложения. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта.

В этом году выдающемуся дагестанскому и российскому поэту, публицисту и политическому деятелю, Расулу Гамзатову исполнилось 100 лет, в связи с этим знаменательным событием 2023 год ознаменован «Год Расула Гамзатова»

 

Этот мир, как открытая рана в груди,

Не зажить никогда уже ей.

Но твержу я как будто молитву в пути

Каждый миг: «Берегите детей!»

 

Всех, творящих намазы, прошу об одном –

Прихожан всех на свете церквей:

«Позабудьте про распри, храните свой дом

И своих беззащитных детей!»

 

От болезней, от мести, от страшной войны

От пустых сумасбродных идей.

И кричать мы всем миром сегодня должны

Лишь одно: «Берегите детей!»

Р. Гамзатов

 

Детский сад – ступенька, которая вводит маленького человека в жизнь.

На нас, дошкольных работников, лежит ответственность за будущее ребенка, за воспитание его как гражданина.

В дошкольные годы, на мой взгляд, ребёнок должен знать, что он живёт в большом сильном государстве – Россия.

Но у каждого человека есть и малая Родина, где его дом, детский сад, школа, улица, город детства. Приобщать детей в дошкольном возрасте к творчеству великих людей, которые прославили Родину и малую Родину на весь мир. Как они любили Родину, дорожили ею и оставались преданными до конца дней своих.

Изучая путь жизни и творчества поэта совместно с детьми и родителями, легче пробудить чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину, за свой народ, учить детей ценить дружбу.

Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные поэтические традиции и родного аварского и всех братских народов Дагестана. Родниками его поэтического слова были Чанка и Махмуд, Батырай и Етим Эмин, Ирчи Казак, Гамзат Цадаса.

Расул Гамзатов вдохновлял и вдохновляет его величество народ. Он больше глубже и полнее всех других достиг в своем творчестве народного поэта. Сегодня Расул Гамзатов – один из самых выдающихся поэтов XX века.

Он продвинул вперед всю мировую поэзию, раздвинул ее горизонты.                                                                                                                              Расул Гамзатов – один из лучших переводчиков и комментаторов Пушкина, и сам он – поэт пушкинского склада. Расул Гамзатов воспел родной очаг, родные горы, добрососедство, любовь и дружбу людей. Своими чудесными стихами заставил земляков петь песни о любви и молодежи, о родине и мужестве.

Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством дагестанского поэта представлена в виде образовательного проекта, что отвечает современным целям деятельности педагога. Важным моментом является систематизация методов ознакомления детей с творчеством поэта, что позволяет добиться положительного результата в реализации цели проекта.

В ходе реализации проекта дети получат знания о поэте, его жизни и творчестве. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления интереса к биографии и творчеству, но, если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о творчестве поэта, будут знать некоторые произведения Р. Гамзатова, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Человек не вечен, вечен народ, Родина вечна. Но вечность и славу народа определяют обыкновенные люди. Расул Гамзатов – вечное явление Дагестана, России и мировой цивилизации.

Цель проекта. Приобщать к произведениям устного народного творчества: легендам, поговоркам, пословицам о Родине! Показать через произведения великого Р. Гамзатова чем сильно может быть государство, что нам он завещал, как надо беречь Родину.

Задачи:

Развивающие – развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание, сохранить и приумножить богатство своей страны и малой Родины. Показать преданность, любовь и гордость за свой малый народ в произведениях Р. Гамзатова.

Образовательные – приобщать к творчеству великих людей – Р. Гамзатову, который прославил нашу Родину на весь мир. Закрепить знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная. Закрепить знания детей о государственной символике Дагестана и России (герб, флаг, гимн).

Показать и закрепить веками сложившиеся традиции наших предков.

Приобщать дошкольников к кодексу чести великого сына России и Дагестана Р. Гамзатова:

а) большую любовь к своему родному краю;

б) жить в дружбе со всеми народами Дагестана;

в) не забывать дорогу в дом, где мама живет;

г) посещать могилы наших предков;

д) любить, гордиться и приумножать богатства своей малой Родины.

Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Совершенствовать коммуникативные навыки.

Обогащать словарный запас.

Воспитательные – воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение через художественное слово, музыку к своей стране у дошкольников. Воспитывать любовь к родному краю (малой Родине).

Формировать интерес и уважение к своим близким: семье, маме.

Вид проекта – творческий.

Срок реализации – 3 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы воспитатели, родители, музыкальный руководитель и психолог.

Итоговое мероприятие – открытое мероприятие «Что значит Родина для каждого из вас», презентация проекта.

Роль родителей в реализации проекта

1. Консультации, экскурсии, конспекты

2. Помощь в оформлении папки-передвижки.

Тему проекта обсудили на родительском собрании, познакомили с задачами проекта. Родители единогласно одобрили и изъявили желание оказывать помощь в подборе литературы, в организации экскурсии в музей народно-прикладного искусства, организовать виртуальную экскурсию в родное село поэта Расула Гамзатова Цада. Родители изъявили желание помочь в приобретении дисков песен о Родине и наглядного материала.Хочу такой сайт

Предполагаемый результат:

Дети приобретают первичные представления об обществе, государстве, гербе, флаге, гимне.

Приобретают определенные умения и навыки художественной деятельности.

Дети проявляют интерес к произведениям разных жанров (сказкам, рассказам, легендам, пословицам, поговоркам).

Выразительно читают стихотворения, интонационно передают их в зависимости от содержания.

Дети выражают положительные эмоции (радости, восхищения, гордости) при приобщении к поэзии Расула Гамзатова.

Обогащают словарный запас.

Дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы: с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

                                                              

Перспективный план работы над проектом

Срок

Мероприятия

Цель мероприятия

Место проведения

 1ая неделя марта 

1.Утренник совместно с родителями, где будут звучать стихи и песни самым красивым и любимым.

Р. Гамзатова

2. Худ. творчество: рисование «Портрет моей мамы».

3.Рисование

«Любимые цветы моей мамы»

Учить детей красиво и нежно преподносить подарок, сделанный своими руками.

     

Воспитывать бережное отношение к своим близким и родным. Учить радовать их своими поступками и делами.

       

музыкальный зал

       

3-4 недели марта

1. Беседа: «У каждого человека есть своя малая Родина, дом, где он родился».

 

2.Беседа: «Дагестан - наша малая Родина, воспетая Р. Гамзатовым на весь мир».

 

3.Чтение и обсуждение стихотворения Р. Гамзатова. «Мне ль тебе Дагестан мой былинный». 

4. Работа с родителями. Выставка фотографий на тему «Мой дом - моя крепость»

Показать на карте России замечательный уголок – Дагестан. Дагестан - наша малая Родина, в составе большой могучей России.

   

Показать красоту стихотворения Р. Гамзатова. Поэт горд и счастлив, что в малой Родине его горы покрыты лесами, а вершины гор снегом

(«Подари мне бурку лесов и вершины снеговые»).

         

групповая комната

          

 апрель

3-4ая недели

                         

2ая неделя Мая

       

1. Беседа.

«Моя республика в составе великой России»

 

2. Беседа. «Дагестан как в зеркало смотрит в Каспийское море»

   

3.Занятие. Легенда: «Три сокровища Дагестана» (драматизация)

 

4. Работа с родителями. Конкурс стихов Р. Гамзатова о Дагестане.

   

5.Рисование на тему:

    «Корабли Каспия»

(коллективная работа)

 

1.Вечер «Спасибо солдату за победу» за мир и счастье на земле»

2. Танец «Белые журавли»

Показать и рассказать, что Дагестан – это республика в составе большой и великой России. В составе России спокойно и уютно.

Самое большое богатство Дагестана – Каспийское море- самое большое озеро в мире. И Дагестан как в зеркало смотрит в Каспий.

Три сокровища Дагестана – море, горы и все остальное

     

Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, любовь к Родине и республике.

Расширить знания детей о героях Великой Отечественной войны (героях-Дагестанцах)

             

групповая комната

                       

музыкальный зал

   
   

3-4ая недели

мая

Занятие

Прослушивание гимна Дагестана. Герб и флаг Дагестана.

 

Дидактическая игра. «Найди флаг своей республики и опиши».

Учить детей описывать флаг и герб республики Дагестан.

Учить детей отличать герб и флаг Дагестана от других республик и городов.

Что показывает рукопожатие на гербе Дагестана?

       

групповая комната

2-3 недели

  сентября

                         

1.Беседа. «Дагестан ты один, главная тема всех моих книг, всей моей жизни. Р. Гамзатов.

2. Занятие. Заучивание наизусть стихотворения Р. Гамзатова «Мне ль тебе Дагестан мой былинный…»

3. Художественное творчество

Рисование на тему: «Город в котором я живу»

Показать, как один человек из-за большой любви может прославить свою республику на весь мир. Всё, о чем пишет поэт – это о Дагестане и думы и мысли его о республике.

Развивать чувство прекрасного через знакомство детей с природным ландшафтом Дагестана: видеть красоту гор весной, в зелени деревьев и кустарников, зимой под шапками снега, летом, в цветах и ягодах шиповника, алчи, ореха

       

групповая комната

                 

2-3 недели

октября

1. Беседа. «В Дагестане живут более 30 ти национальностей в дружбе и согласии».

 

2. Занятие. Заучивание наизусть стихотворения Р. Гамзатова «Люблю тебя мой маленький народ».

   

3. Работа с родителями. Экскурсия. Совместно с родителями в музей народно-прикладного искусства Дагестана.

Показать детям дружбу народов, которые населяют Дагестан. Вот как прекрасно пишет поэт, гражданин и сын большой державы

«Не велик числом народ мой,

Но зато велик делами.

Кровь отдаст за каплей каплю,

Чтобы она взошла цветами»

Мой народ влюблен в единение

Непреложенный закон человеческой дружбы

Самый мудрый на этой планете.

Воспитывать чувство дружбы к людям другой национальности и культуры.

                   

групповая комната

4-а неделя октября

                                 

1.Беседа. «У Р. Гамзатова всегда были спасительные островки: отец и мать, любовь и дружба, семья и дети – по которым он шел к истине".

2. Занятие. Заучивание наизусть стихотворения Р. Гамзатова «Мама»

3.Художственное творчество.

Рисование на тему:

«Моя улица»

4. Работа с родителями: Оформление папки-раскладки с родителями «Мой горный край-Дагестан»

Воспитывать стремление у детей быть хорошими людьми, походить на лучших людей общества, подражать и брать с них пример.

     

Показать детям красоту и доступность стихотворения Р. Гамзатова.

Мама – главное слово в мире. Родина и мама – тождественные слова, главные слова в жизни каждого из нас.

                 

Групповая комната

       
 

1.2.4 недели Ноября

1.Беседа. «Памятник японской девочке с белым журавлем в руках».

2. Прослушивание песни «Журавли» на стихи Р. Гамзатова.

           

3.  Исмаилов

«Большой человек».

Драматизация

4. Рисование: «Мой детский сад»

5. Занятие. Стихотворение Р. Гамзатова «Берегите детей»

Заучивание наизусть

 

Рисование «Мой город»

 

Коллективная работа

 

Знакомство детей с историей создания песни «Журавли»

   

Показать детям, что песня «Журавли» имеет конкретный адрес - миллионам павших, не вернувшихся с полей сражений после Отечественной войны. Песня стала гимном памяти погибших.

 

Никогда не надо забывать дорогу в дом, где мама живет

 

Р. Гамзатов завещал беречь детей – самое дорогое и лучшее, что есть у человечества. Только вечные ценности хранил он и защищал, только их боялся утратить. Его дар предвиденья поражает людей, ведь задолго до Бесланской трагедии, он написал воистину пророческое стихотворение «Берегите детей».

                         

Групповая комната

   

                             

Заключение

Его мысли, стихи, книги всегда с нами. Они наши советчики, источники жизненной мудрости, с ними мы сверяем наши поступки, наши планы, наши цели. На мой взгляд, завещание миру Расула Гамзатова «Берегите самое дорогое, что есть на земле – дети.

Сегодня его стихи звучат, как завещание всем нам, всем народам России.

Живите долго, праведно живите

Стремясь весь мир к собратству сопричесть

И никакой из нации не хулите,

Храня в зените собственную честь.

                                                                     

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028).

2. Агапова И.  Развивающие игры со словами для детей – М: РИПОЛ. Классик. 2007 г.

3. Ахмедова М. Журавли Расула Гамзатова. Махачкала-Москва. 2006 г.

4. Волчкова В. Н.   Конспект занятий в старшей группе детского сада: познавательное развитие – Воронеж: ИП Лакоцетин С. С. 2010

5. Гасанова Р. Х. Мирзоев Ш.А. Фольклор и литература народов Дагестана.  Учебная хрестоматия для дошкольников. Махачкала. Дагучпедгиз 1998 г.

6. Жуковская Р. И. Виноградова, С. А. Козлова. Родной край М. 1985г.- с. 164, с.163-170.

7. Кондратова В. В. Дети гор. Региональная программа развития и воспитания дошкольников Дагестана. Москва. 2001 г.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.02.2024

Дата обновления: 07.02.2024

Дата публикации: 24.11.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».